A Day in the Life

Судьба человека - его характер


Previous Entry Share Next Entry
будни консалтинга
elastigirl
kalinnka
Мое утро начинается с читки корпоративной почты. Обычно за ночь отписываются начальники и коллеги с клиентурой из других часовых поясов. Приятных сюрпризов это чтение, как правило, не несет. Вот и сегодня обычная лабуда - проблемы с оплатой счета , мы ничего не поняли в вашем контракте, thank you for your hard work, будьте на видеоконференции такого-то числа, вводится пятинедельное планирование вашей загрузки по проектам (effective immediately), заполните эту форму.

Помимо прочего, отметила, что теперешний начальник все-таки отписал обхамившему нас позавчера на встрече потенциальному клиенту. Му тут ходили на встречу в одну контору, где человек, сидящий в кресле гендира, выдал нам все до единого бытующие мнения о профессии консультанта. Возможно, стоит остановиться на этом поподробнее.

Итак, кто такой консультант? Это нарост на здоровом теле экономических отношений. Производит презентации и бумажки. Непонятно кто с непонятно каким опытом, заявляющий, что лучше клиента знает, как делать бизнес. Сведения он черпает из интернета, ценности его работа не представляет, деньги за услуги он просит непомерные. Консультанты продажны, и все это знают. Уж если компания вынуждена нанять консультанта, то этих ленивых халявщиков надо трясти как грушу, пусть хотя бы красивенько свои писульки оформят, будет что показать иностранным инвесторам.

Даже если не иметь в голове подобных представлений, сложно не обойти заложенное в сам процесс найма консультанта противоречие. Консультанту платит клиент, который полагает, что раз он оплачивает услугу, то вправе требовать нужного ему результата. Логика здесь такова: если я плачу Равшану и Джамшуту за поклейку обоев, я ожидаю, что обои ровненько поклеят на стены. Соответственно, если я плачу консалтинговой фирме за инвестиционное обоснование рытья котлована на Красной площади (пример выдуман), то я ожидаю, что консультант убедительно докажет, что котлован там нужен, и на основе его бумажек мне все радостно понесут чемоданами деньги на рытье.

На практике случаются вот такие диалоги, как позавчера (очень вкратце передаю двухчасовую беседу):

КЛИЕНТ: Дорогой мой, с самого начала хочу тебе заявить, что я в котлованостроении провел уже двадцать лет и буду твой отчет читать с лупой в руках. Мои акционеры - предупреждаю, весьма занятые и влиятельные люди - в котлованах знают еще больше, каждый катышек земли на стройке в их руках побывал, и я не допущу, чтобы в их руки попала хоть одна неправильная цифирька.

КОНСУЛЬТАНТ: Расскажите, зачем я тут. Акционеры хотят, чтобы мы проанализировали необходимость рытья котлована или они уже все решили, нужно только понять, откуда финансировать проект? Кто вообще конкретно заинтересован в этом котловане?

КЛИЕНТ: Ииии, милый мой, не твоего ума дело знать, кто будет в этот котлован вкладываться. Тебе какая разница? Мы деньги тебе заплатим - через фирму "Ромашка" - и работай себе без лишних вопросов. А берут тебя, чтобы ты все-все-все нам посчитал. Вот и считай.

КОНСУЛЬТАНТ: Покажите хотя бы тогда, какие наработки у вас уже есть по проекту. Вы же наверное уже пробовали для себя понять, окупится в принципе этот проект или нет?

КЛИЕНТ: А зачем тебе? Мы платим деньги, и немаленькие, чтобы ты сам все сделал. Ты же консультант, не мы. Вот сам и работай, ищи сведения, где хочешь, нечего у нас подглядывать. И учти, мне реальные нужны цифры, не из интернета. Ты если будешь на законом установленные тарифы на рытье ссылаться, грош цена этим расчетам - на рынке все по-другому.

КОНСУЛЬТАНТ: На работу нам потребуется несколько недель.

КЛИЕНТ: Что значит несколько недель? Акционерам нужны все цифры послезавтра, а они шутить не любят - ты отдаешь себе отчет, с кем разговариваешь? Да мне тетя Люся из бухгалтерии к послезавтра посчитает!

КОНСУЛЬТАНТ: Я исхожу из опыта работы по подобным проектам и состава проектной команды. Не думаю, что акционерам понравятся расчеты тети Люси.

КЛИЕНТ: Это смешно! За наши деньги возьмешь себе в команду в три раза больше людей, и посчитаешь все в три раза быстрее. Приведи мне оригинальные причины, почему нельзя все сделать к послезавтра. И кстати я лично прослежу, чтобы все было сдано в оговоренный контрактом срок - отмазки не пройдут! Я вот недавно освоил электронную почту, там время все фиксируется, только попробуйте задержать. Я вас оштрафую. Кстати, я хочу предусмотреть штрафные санкции в контракте за плохое качество работы.

КОНСУЛЬТАНТ: Вы понимаете, что "плохое качество" - понятие субъективное? Мы готовы будем внести любые правки и корректировки, но штрафных санкций за качество, извините, не примем.

КЛИЕНТ: А тебя на переговоры посылают, чтобы ты замучил клиента, наверное. Ну-ка давай телефон начальства, я буду с ними разговаривать, раз ты так себя ведешь.

На этом месте мой терпение моего начальника лопнуло, он встал, попрощался и ушел.

На следующий день нам позвонили помощники клиента и предложили всю встречу вычеркнуть из памяти, послать им список требующейся нам информации и продолжать общаться по вопросам заключения договора. Акционерам, как выяснилось, все же нужен нормальный консультант.

В заключение скажу следующее: я лично консалтинг как таковой не защищаю. Конечно, это не самая важная профессия. Как и во многих других сферах деятельности, непрофессионалов в консалтинге полно, и они поддерживают и усиливают основания для стереотипов. Но я вижу и совсем другие примеры - как благодарности клиентов, так и высокого класса работы.

Собственно, это был запоздалый ответ на пост про "миракль о профессии".

  • 1
Big Hello from Greece where I am doing some consultancy job :)

ох, милая ))) расскажу тебе в субботу за прошлый проект.
Парень не лысый такой блондин был случайно?

завтра расскажешь, ага!

как консультант консультанту :)) мне очень понравилась фраза про недавно освоенную электронную почту :) ну очень!

фраза не выдуманная. :)

с электронной почтой- зачОТ! :D

ты ж понимаешь, что я ее не выдумала. :)

угу, оч знакомо.

не парься. имхо это история не про тяжкий труд консультанта.

этот обладатель стола точно с таким же заемным пафосом и ссылками на акционеров общается так же с водителем, уборщицами, сантехниками, женой, коллегами етс. ну и преодолевая тонкую пограничную зону "ниже-выше" начинает активно лизать всё, что сверху.
зы: диссоциация "человек сидящий в кресле гендиректора" - это хорошо. замечательно описывает уровень владения бизнесом. акционеры плюнут - сиделка улетит.

Нормальные люди взыскивают помощи консультанта в тот момент, когда осознают потребность с одной стороны и неспособность разрешить ее своими силами и средствами. Качество хочется высокое, а кормить за свои деньги постоянно такого уровня специалиста - накладно. Так же как нанимать грузчиков для подъема рояля на этаж, газель для перевозки холодильника на дачу и репититора для обучения ребенка английскому.

В чем для консалтера большой плюс - вы можете придти, собрать информацию, принять решение "хочу-нехочу", встать и уйти до момента подписания контракта. Это свобода "подписал-неподписал" как раз и есть зерно консалтинговой работы.

Так и есть, Илья. Он привык общаться так с подчиненным персоналом - помощники, на встрече присутствовавшие, активно нам глазами сигнализировали, чтобы мы не реагировали на это самодурство. Плюс, там его "акционеры" - братки бывшие, которые не хотят светиться. Думаю, когда он смиренно рапортует им, они ему отвечают фразами типа "Ты давно в лоб не получал?"

А так - у работы консалтера есть плюсы, и этот в том числе.

Нина, когда я начинала работу в консалтинге, я тоже не понимала, кому мы нужны, овец-то считать в стаде, когда чабан сам лучше знает. Потом пристала с этим вопросом к мужу, который в жизни дня консультантом не был, и не очень уважает этот труд в лестнице экономических специальностей. Так вот он покрутил пальцем у виска и сказал, что без вот этих бумажек-презентаций-подумать-погворить ничего не будет работать. Банки не будут давать деньги в таком объеме, компании не будут покупать друг дуга, а от этого страдает вполне реальная экономика.

И это правда, потому что иначе бизнес бы не платил деньги за совет.

гуд пойнт :))

судя по тому, что консалтинг живет себе и живет, он остается востребованным. несмотря на :)

Неадекватные люди есть в любой области.

"миракль" понравился очень )

а про консалтинг столько баек ходит, пожалуй, консультантов по популярности обходят только страховые агенты )))
у меня подруга работает консультантом на pwc в m&a. я ее рассказы про работу слушаю что бандерлоги вашего каа. и страшно завидую, потому что мне это кажется очень и очень интересным.

соберусь и, вдохновленная обоими мираклями, напишу про работу в банке )))

peggotty молодец, да :)

я сама работаю в m&a, только не в pwc, а их конкурентах по большой четверке. это и правда интересно.

обязательно напиши. с интересом прочту.

Имхо если компания не работала раньше с консультантами, то с ней рискованно связываться. У нас было несколько таких проектов, практически все значительно осложнялись на ровном месте из-за неопытности клиента.

да, пожалуй. некоторые впрочем вполне обучаемые и выказывают понимание. а с некоторыми не стоит и пробовать.

Прекрасно и очень жизненно!

У меня жизнь стала одновременно и легче, и тяжелей, когда появилась Blackberry. C одной стороны - никаких утренних сюрпризов. С другой стороны - то, что ты не в офисе, не является поводом не реагировать в минимальные сроки.

со стороны наоборот кажется, что блекберри порабощает - везде с ней достанут :))

С интересом прочитала. Тоже консалтер в большой четверке и иногда сама не понимаю - в чем ценность моей работы? Посмотреть на ситуацию незамыленным взгдядом? Такое противоречие - самой работать над этими проектами безумно интересно, но кому это интересно кроме меня?

я рассматриваю эту работу как возможность осмотреться на рынке, понять что к чему - чтобы строить дальнейшие планы :)

Как всегда порадовала шикарным постом! Таким клиентам нужен консультант как бренд для получения кредита, проект как таковой их может даже не интересовать, вот просто совсем. Кредит как цель, а с ним Гавайи близко. гы. Тут на клиента надо смотреть, что он из себя реально представляет. Ох и хорошо же не работать, я тебе скажу!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account