NN (kalinnka) wrote,
NN
kalinnka

Юноше, обдумывающему житье: путеводитель по желто-серому миру, часть 5

ИЕРАРХИЯ (Окончание)

Партнер

Ыц э челленж.

Нет, правда.

Высшая ступенька - партнерство - кажется усыпанной лепестками цветов и обильно политой виски и коньяком хороших сортов. Ежегодные партнерские слеты проходят в крутых местах вроде Диснейленда (все эти годы я пытаюсь изгнать из мозга воображаемую картину мрачных людей в серых костюмах, катающихся на аттракционах), и зовут их туда со вторыми половинами. Это привилегированная каста, вокруг которой вращается жизнь всех остальных сотрудников. Де факто это едва ли не самый зависимый человек в компании, который не может, как любой его подчиненный, особенно младшего ранга, встать и уйти навсегда, поскольку уже считается собственником, а не наемным сотрудником. Чисто технически, поначалу, как партнер первого года, он повязан выплатой своего взноса, дающего ему право на символическую "долю" в компании, и туда утекают все его бонусы. В дальнейшем, если он подумывает о свободе, довольно проблематично эту самую пресловутую долю получить назад. Выше в компании прыгнуть сложно, только если в управляющие партнеры, но для этого нужны недюжинные способности политика и полководца. В ряде случаев найм партнера конкурентами и клиентами ограничен контрактными и временными условиями, что тоже не добавляет легкости к последующим карьерным решениям. Поэтому есть и такие люди, которые на уровне директора уже очень серьезно рассматривают для себя вариант не становиться партнером. Впрочем, эти случаи единичны - плох тот солдат, который... и все такое.

Партнеры в подавляющем большинстве случаев провели всю жизнь в четверке, причем часто не менее чем в двух ее компаниях. Вся четверка, особенно в периоды разных рыночных потрясений, склонна обмениваться кадрами, как бы это ни походило на случай с шилом и мылом. В российский "эрнст энд янг" в разные годы партиями прибывали делойтовцы и кпмговцы, аналогично к конкурентам отбывали и янговцы. "Прайсы" держатся несколько особняком, типа лидеры рынка, но перетекание партнеров и примкнувших к ним случается и там. Иногда кадровый взрыв случается и при стабильном рынке, при желании той или иной компании четверки на глобальном уровне нарастить какие-то направления бизнеса - ух, что тогда начинается.

Так или иначе, но чтобы стать партнером, надо отдать всю профессиональную жизнь и бОльшую часть личной. Исключения редки. Одно из них, чисто российское - в ранг партнера "без портфеля" возводят нечто вроде GR или Key Account manager, единственной задачей которого является получать контракты от Очень Крупной Компании, в которой он обязан знать каждый чих генералитета. Другими словами, в нормальной практике существует несколько десятков партнеров, курирующих отношения с той или иной компанией, что является дополнением к основным обязанностям, но при этом есть три-четыре специально нанятых партнера, занимающихся только пожиманием рук и перетиранием вопросов в условном Газпроме. В обычной речи они так и зовутся - "Петр, наш партнер по Газпрому, недавно выяснил, что старшему вице-президенту по развитию жмут ботинки, поэтому он вчера был в плозом настроении, накричал на человека Петра и решил отложить тендер. Петр считает, что вопрос не закрыт, поскольку у них финансовый год кончается через три месяца, а с отчетностью еще и конь не валялся."

Кажется, что партнерство - величина осязаемо достижимая. Вся прибывающая молодежь видит, что партнером можно стать буквально лет за десять напряженного труда. Годы высокой нефти и бешено растущего рынка подарили поколение тридцати-чуть-с-чем-то-летних хозяев жизни, все еще часто встречающихся на офисных просторах, хорошо просматриваемых в своих отдельных кабинетиках и слышных в опенспейсе. Увы, времена быстрого забега канули примерно с кризисом 2008 года, и понемногу всем придется привыкать к евростандартам с тридцатипятилетними менеджерами, сорокалетними эсемами и приближающимися к полтиннику партнерами. По состоянию на сейчас, многие недавние партнеры отправлены в бессрочные отпуска или покинули компанию, а редеющим год от года кандидатам на партнерство приходится проходить все более неприятную "панель" с каверзными вопросами от старших зубров. Главные вопросы, конечно же, продажи. Партнер обязан продавать, причем много и все больше каждый год. Это загрузка персонала и бонусы.

У партнеров своя тусовка и свои взаимоотношения, и если один не любит другого, это отношение полагается разделять и группам обоих. Если партнер влиятельный, он может переманить на свою сторону партнеров поплоше и помоложе, и тогда война может расколоть дивизион. Бывает, воюют целыми этажами. Понятно, что эти симпатии активно влияют и на распределение лучших проектов, и на оценки подчиненных на круглых столах (performance review), как бы объективно ни был выстроен сам процесс. Возможно, сама система неправильна изначально, поскольку неминуемо каждый партнер выстраивает вокруг себя ИЧП, что неминуемо, вместо сотрудничества и синергии, скатывается в грызню. Это особенно заметно, когда на проект, например, претендуют две группы со схожими компетенциями.

Женщины-партнеры явление нередкое.
За все годы я встретила только одну партнершу спокойного, нестервозного характера. И только одну партнершу, которая пробилась наверх благодаря постели. (Специально написала это двумя предложениями, желая подчеркнуть, что это не одна и та же партнерша.) Остальные в большинстве своем выросли из отличниц и перфекционисток в суровых универсальных солдат - полсотни человек в подчинении, трое детей (читай: менеджмент нескольких нянь), хорошее авто, занятия йогой в свободной переговорной, тренчик бурберри и яркая помада. Партнеры бывают раздолбаями, партнерши - никогда.

Очень, очень частой мечтой партнера является свалить из четверки к такой-то матери. Ну, правда. Он уже проделал дорогу наверх, побывал на всех слетах, поучаствовал в массе тимбилдингов и корпоративов, взрастил несколько десятков стафов и манагеров, провисел в совокупности несколько месяцев жизни на конференц-звонках, посидел в богом забытых региональных офисах, поунижался перед клиентами, многократно сорвал голос на подчиненных, выпил декалитры алкоголя на полуформальных переговорах и литры валерьянки за рабочим столом. Он умеет манипулировать показателями подразделения, завышая утилизацию, маржу и динамику прироста ревеней ровнешенько перед периодом распределения бонусов. Он живет в офисе, а в отпуске не отлипает от блекберри (ок, от айпадика/айфончега). Иными словами, познано все, а впереди еще годы активной жизни. Немудрено, что одним из лучших исходов для партнера является приглашение поработать в индустрии на С-level. Это случается регулярно, и зачастую означает огромный провал для практики всей компании. Так было в желто-серой, когда практика Advisory оказалась в руинах, поскольку ее глава, забрав самых толковых, свалил на позицию CFO в Очень Крупную Гос Монополию. Практика и до этого была далеко не лучшей, но от такого удара, пожалуй, не до конца оправилась и по сей день. Что означает для партнера переход в индустрию - понятия не имею. Скорее всего, ыц э биг, биг челлендж. Но обратно они не возвращаются.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Tags: overworked, мч, наблюдения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments