A Day in the Life

Судьба человека - его характер


Previous Entry Share Next Entry
Юноше, обдумывающему житье: путеводитель по желто-серому миру, часть 7
elastigirl
kalinnka
2. Интранет и процедуры

Практически вся офисная жизнь укладывается в оболочку Lotus Notes - продукт IBM, официально определяемый как "интегрированная система для групповой работы". Туда, помимо почты и чатика, зашит внутренний документооборот, через нее осуществляется ряд официальных процедур, а также ведется ряд полезных и бесполезных баз. Постепенно идет отказ от базирования в Лотусе с переводом интранета в веб (что для непродвинутых пользователей вроде меня означает, что для поиска инфы мне надо будет жать не на иконку в Лотусе, а заходить на внутренний сайт), но в махинах вроде большой четверки все обновления производятся очень неспешно.

На бытовом уровне в Лотусе можно увидеть свой баланс отпускных дней и оформить отпуск (идеально это делать как можно раньше, чтобы в случае чего имелся формальный партнерский аппрувал - другой вопрос, что несвоевременный уход в отпуск - одна из самых удобных для руководства причин поразить сотрудника в правах и даже обвинить в ренегатстве, но об этом позже), почитать все инструкции и кадровые доки, подготовить и подать формочки для перформанс ривью (и увидеть, у кого они застряли на аппрувале), отправить запрос информационному центру на бесплатный ресерч, покопаться в архивах проектов и базах разной степени заброшенности. Самая живая и посещаемая - база частных объявлений сотрудников, где меняются книжками по CFA и АССА ("ассе"), контактами проверенных зубных врачей, берут ненадолго финансовые калькуляты и зарядки для телефонов, находят забытые в туалетах кольца, пристраивают котят в хорошие руки, продают шмотки и билеты в театр, сдают квартиры и даже предупреждают о работе эвакуаторов на улице.

В вебе (интранете) же среди баз данных особенное почтение внушает клиентская. Вернее, не так. Клиентских несколько. Например, есть довольно хаотичная база поиска клиентов, по которой можно посмотреть историю взаимоотношений с той или иной компанией в той или иной стране, она выдает еще и имена партнеров и менеджеров, которые имели с ней дело. Хаотическая она потому, что там не были определены правила перевода названий юрлиц, что при конвертации кириллицы в латиницу породило массу разночтений. Также, во всем мире существуют популярные имена для компаний, и поэтому попробуй пойми, какая из сотни компаний, например, "Омега" именно та, которую ты ищешь. Не сильно актуальна и база одобренных к работе субподрядчиков - в четверке в принципе эту практику не любят, особенно при наличии горы дешевых внутренних ресурсов, которых надо занимать работой,  поскольку это повышает репутационные риски, и для того, чтобы на проект привлечь субика, даже того, с которым хорошо работалось в прошлом, надо реально пройти массу внутренних инстанций.

Так вот, самая интересная и грандиозная из клиентских баз создана для главного таинства компании - процедуры принятия клиента. Тут требуется небольшое нелирическое отступление. Те, кто более или менее знаком с историей четверки, возможно краем уха зацепили скандал 2001 года, связанный с Энрон, который стоил жизни компании Артур Андерсен (собственно, до краха Андерсена аудиторско-консалтинговые гиганты именовались "большой пятеркой"). Общий смысл (это я еще очень корректно выражаюсь) - андерсеновские аудиторы не просто не заметили всех энроновских махинаций, но и вели себя не так, как полагается независимым и беспристрастным профессионалам. После этого были внедрены значительные законодательные ограничения и ужесточения режима как для публичных компаний, (т.е. торгующихся на бирже), так и для аудиторов, в частности SOX (Sarbanes-Oxley Act) - так, кстати, родилась профессия "СОКС специалист".

Большая четверка после этого скандала была сильно напугана и породила ряд внутренних практик. Если опять же предельно сжато изложить суть, то аудиторы не должны иметь финансового интереса в фирмах-клиентах и ни в коем разе не дать повода для малейшего сомнения, что их задабривают во имя подписи на годовой отчетности, или, упаси господь, что они идут клиенту на уступки во имя его сохранения. Поэтому все сотрудники как отче наш проходят тренинги по этике, принятию подарков от клиентов, декларируют обладание акциями, аудиторы обязаны проинформировать руководство и даже в некоторых случаях попросить снять себя с проекта, если член их семьи работает в компании клиента, и прочая. Соответственно, все клиенты подверглись строгой классификации, и, как любят в четверке, это в свою очередь породило разнообразные цифро-буквенные кодировки. Так я подбираюсь к сути базы.

В итоге, если в четверку приходит компания "Ромашка", то помимо background check (осмотр того, что о ней пишут в интернете и какие о ней имеются данные в СПАРК), надо полезть в пресловутую базу и посмотреть, кто она и что она. Вариант попроще - компания с нами дела не имела, на бирже не торгуется, деньги семейные/частный капитал. Вариант посложнее - компания наш аудиторский клиент. Тогда надо изучить специальную матрицу услуг, разрешенных для аудиторских клиентов, сделать обоснование, что обсуждаемый контракт вполне в эту матрицу вписывается (и отослать ответственным по списку). Вариант еще сложнее - компания наш аудиторский клиент И публичная компания. Совсем кошмарный вариант - компания аудиторский клиент, торгуется на американской бирже (то есть ее деятельность подпадает под взор самой суровой инстанции - Securities and Exchange Commission, SEC) или французской (второй самой строгой). Если при этом компания является дочкой или аффилированной тем или иным образом с крупнейшим глобальным клиентом (внутренние маркировки - OCA (Office of the Chairman Account), GA (Global Account), SGA (Strategic Growth Account) или даже клиентом национального масштаба (National Account) хотя бы в одной стране присутствия, то тушите свет - надо будет искать одобрения на всех ступенях иерархии. Немножко облегчит ситуацию простота и безобидность услуги. Осложнит - если (как часто в России) услуга нестандартная и непонятно, как ее классифицировать. Совсем запутает картину - если, прости господи, это крупный клиент, но в некоторых странах аудиторский, в некоторых неаудиторский, а наше конкретное юрлицо и аффилировано, и само по себе ведет деятельность в этих странах... тогда в процесс вовлекается куча народу. Вообще говоря, партнеры, отвечающие за какой-то эккаунт, а также и управление рисками, принимают решения оперативно, и общение с ними и вправду полезно с точки зрения подкладывания соломки под задницу. Но довольно часто это выливается в ситуации, когда клиент истерит в трубку, поскольку у него конец года и надо все срочно-срочно, а эккаунт менеджер уже на Рождестве, или на лыжах в Колорадо, или на Пасхе в глуши Корнуолла, или просто на Фрайцайте в баварской деревне.

В России, особенно когда бурный поток контрактов превратился в скудный ручеек, партнеры, даже аудиторские, склонны слегка поплевывать на далекую SEC и довольно активно включаются в процесс сглаживания углов и подготовки объяснений на международном уровне, почему данный конкретный проект никогда не потревожит устоев. Несколько лет назад у всего аудиторско-консалтерского рынка текли слюни, когда Главный Нефтяной Гигант поглощал Прозападного Нефтяного Гиганта. Боже, какие астрономические возможности были у всех - due diligence, оценка, риски, структурирование сделки, услуги по интеграции, change management, управление проектом, гора разнообразнейших оптимизаций - и как вишенка на торте, Главный гигант был неаудиторским клиентом! Технически можно было выступать на его стороне. Но лондонский офис аудировал ряд компаний Прозападного Нефтяного Гиганта, и тамошние смотрители эккаунта, и до этого ни разу не разрешившие ни одной сделки в России, где его имя хотя бы просто упоминалось, легли трупами поперек этого хайвея возможностей, убив российской практике миллионные контракты.

Насколько в России аудиторы международных компаний независимы? Сложно сказать. Часто принципы аудиторской практики идет вразрез с суровой реальностью. Возьмем радикальный пример - моногород Тольятти, где есть один клиент (и все знают, какой), но крупный, национального значения. Естественно, если аудирует его компания "четверки", существование тольяттинского офиса и карьера управляющего зависит только от этого контракта. Будешь тут вертеться ужом...

И вот на этом месте я вспомнила, что речь идет о базах данных. Так вот, в той самой интересной базе по клиентам можно посмотреть все их дочерние и аффилированные лица, насколько это известно из практики желто-серой компании (а не из спарка и официальных источников). Иными словами, это версия структуры взаимодействия групп компаний/холдингов/и т.п., как ее знают аудиторы, а не публика, и порой по ней можно проследить путь от условного ОАО "Газпром" через многоступенчатые каналы (даже необязательно офшорные) до невинного ТД "Насосы и кабель". Piece of cake. Жаль, что эта ценнейшая информация служит сугубо узкой цели - определить, основываясь на этих цепочках и схемах, может ли твой работодатель заработать на решении пары вопросов одного из этих звеньев.

Продолжение следует.
Tags:

  • 1
видимо пока не будет комментария здесь, то не будет продолжения ))

Пардон, работы было много! Продолжение на подходе)

Я как -то упустила последние две части - про billable hours и вот эту. Как-то с согласованием все сложно в четверке. Но нас (обычный юрконсалтинг) и не затаскают потом акционеры вместе с компанией по class action suits обвиняя в securities fraud. В отличие от Молодых и честных. Станешь тут осторожным.


ага. естессно все это продиктовано горьким опытом многомиллионных исков.

но недожала я эту часть. да и думаю сейчас много интересного в процедурах появилось в связи с санкциями, да и с офшорными темами тоже.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account